Брак \ Никях
Брак в исламе
Брачный союз между женщиной и мужчиной – один из самых значимых элементов жизни человечества. Институт брака установлен между людьми для продолжения рода, а также для ограждения их от блуда и разврата.
Подчеркивая важность брака, Пророк Мухаммад, да благославит его Аллах и приветствует, сказал: "Брак - это половина религии". Исходя из вышеизложенного, мусульманин должен серьезно подойти к выбору своей половины. Согласно установлениям шариата, в первую очередь надо удостовериться в наличии благочестия, религиозности и благонравия своей избранницы (избранника). По словам Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, "женщину берут в жены ради четырех качеств: богатства, знатности, красоты и веры, так добивайся же брака с набожной женщиной, а иначе да покроются руки твои пылью!"
Обычно в исламском обществе вся ответственность в выборе жены лежала на родителях, которые подыскивали ее среди знакомых, а также среди достойных семей. И если кандидатура устраивала родителей, жениха и невесту, то наступало время для помолвки. При этом оговаривались размеры махра (брачного подарка невесте), сроки проведения бракосочетания, расходы и т.д. Однако помолвка не возлагала ни на кого из ее участников каких-либо обязательств и могла быть свободно расторгнута любой из сторон.
Бракосочетание проводится в предварительно оговоренном месте (в наше время, согласно традиции, обычно это мечеть или дом невесты).
Обязательные условия при заключении никаха
1.Жених и невеста должны быть мусульманами.
Что касается запрета на брак мусульманки и немусульманина, то на него указывает Коран: "И не сочетайтесь браком с язычниками, пока они не уверуют"(2:220). Хотя иудеи и христиане и не являются язычниками, о которых говорится в священном аяте, запрет мотивируется теми же соображениями: отрицанием постулатов ислама.
Согласно аятам Корана, брак между мусульманином и христианкой или иудейкой не запрещен, однако, по мнению некоторых сподвижников Пророка, а также видных исламских богословов, он нежелателен. И эта нежелательность по силе может быть приравнена к запрету в тех государствах, где не главенствуют нормы шариата.
Мотивируется это тем, что дети от подобного брака должны быть воспитаны в духе исламской традиции. А поскольку смотреть за детьми и воспитывать их чаще всего приходится матери, то они очень часто не получают должного религиозного воспитания. Более того, существует весьма высокая вероятность того, что и в питании будут присутствовать недозволенные исламом продукты, например, свинина и т.п.
Также есть опасность того, что общество и законы неисламского государства будут оказывать порою негативное влияние на семью. Говоря о реалиях наших дней, можно заметить, что сегодня одно лишь бездоказательное обвинение в принадлежности к «радикальному исламу» способно оказать давление на власти и повлиять на решение светского суда в ряде спорных семейных ситуаций и при разводе. Что же касается исламских стран, то брак с иудейкой или христианкой возможен (поскольку гарантом неприкосновенности религии здесь является государство), но, опять-таки, нежелателен.
2. Присутствие обеих сторон или их представителей во время бракосочетания.
3. Крайне желательно присутствие и согласие опекуна невесты - отца невесты, при его отсутствии - деда, дяди, брата или другого родственника.
4. Обязательно присутствие как минимум двух свидетелей - мусульман мужчин или одного мужчины и двух женщин.
5. Согласие обеих сторон на вступление в брак. В исламе запрещено выдавать девушку замуж насильно, без ее согласия.
6. Жених и невеста не должны состоять в близком родстве, быть вскормлены одной женщиной, а также находиться в родстве в результате брачных отношений.
7. В случае заключения брака с еще одной женой они не должны состоять в родственных отношениях.
8. Недопустим временный брак. Он, хотя и был законным на заре ислама, впоследствии был отменен. Это мнение абсолютного большинства исламских богословов.
9. Необходимо наличие договоренности о размере и времени выдачи брачного подарка (махра) невесте. Причем невеста имеет право на махр не меньший того, что положено ей по социальному статусу, а также учитывая обычаи в данной местности и т.д.
10. Необходимо удостоверится в отсутствии запретного для заключения брака времени «идда». Это срок составляет 3 месяца для женщин, получивших развод, и начинается с момента объявления ей развода прежним мужем; 4 месяца и 10 дней для вдов, со дня смерти мужа. Для беременных женщин он заканчивается рождением ребенка. Время расчитывается по лунному календарю.
|
Желательные условия при заключении никаха
1.Соответствие жениха и невесты друг другу по религиозности, социальному статусу, материальному положению и т. п.
2.Объявление о совершении никаха и свадебное угощение в честь бракосочетания.
3.Порядочность свидетелей.
Процедура бракосочетания достаточна проста. Лицо, уполномоченное на проведение данной процедуры (в России обычно это имам мечети), читает проповедь. Затем в присутствии свидетелей поочередно спрашивает о согласии сторон на вступление в брак, а также о согласии опекуна на выдачу подопечной замуж. Убедившись, что согласие сторон было обоюдным, и свидетели слышали слова согласия, имам объявляет молодых мужем и женой. Затем читается Коран и произносится молитва о благополучии брака. После этого, при желании, можно получить свидетельство о браке на официальном бланке мечети. С этого момента молодые становятся мужем и женой и на них возлагаются все обязанности семейной жизни. После заключения никаха, согласно сунне, справляется свадьба, без спиртного и недозволенных танцев.
Богословское заключение "Межконфессиональные браки"
Богословское заключение "Развод в порыве гнева"
Богословское заключение "Заключение мусульманского брака без согласия опекуна"