Местная религиозная организация мусульман
     "Историческая мечеть" города Москвы           
                               
 

Курбан

Главная \ Курбан

Курбан! что это?

История жертвоприношения.

История появления Курбан-байрама уходит в древние века и связана с пророком Ибрахимом (в Библии - Авраам, мир ему), который почитается и иудеями, и христианами, и мусульманами. Как-то Ибрахим увидел сон, в котором ему было приказано принести в жертву своего старшего сына, Исмаила (мир им). Сон повторился и во второй, и в третий раз. После этого Ибрахим встретился со своим сыном и сказал ему: "Во сне мне был дан приказ принести тебя в жертву - Что ты думаешь об этом?", на что Исмаил ответил: "О отец мой, поступай так, как приказано тебе, и ты найдешь меня покорным, если то будет угодно Аллаху".
Но в тот самый момент, когда Ибрахим занес нож, он услышал глас: "О Ибрахим, ты уже выполнил свой сон?". Внезапно он увидел барашка, и ему было велено зарезать этого барана, поскольку Аллах не нуждается в человеческом жертвоприношении, но лишь испытывал силу веры своих возлюбленных пророков.
Исходя из этой истории, мы можем сделать несколько важных выводов. Это событие являет собой пример высочайшей покорности воле Всевышнего. Аллах посрамил Иблиса (дьявола), который насмехался над людьми и заявлял, что они слабее его. Кроме того, важно понять, что Аллаху не нужны ни мясо, ни кровь жертвенных животных, ибо в обряде жертвоприношения нуждаются сами люди, поскольку они тратят свое имущество и время для того, чтобы приблизиться к Аллаху.
Таким образом, этот обряд не был придуман исламом, он был канонически исполнен пророком, который признается тремя монотеистическими религиями.

Условия жертвоприношения; Основа; Суждение о жертвоприношении; Что и в каком количестве приносится в жертву; Время жертвоприношения;  Возраст жертвенных животных; Животные, разрешенные для жертвоприношения; Как поступить с мясом жертвенного животного;  Что следует говорить при жертвоприношении...

 

Курбан! что это?

Все о Курбан-байраме

 

История жертвоприношения.

История появления Курбан-байрама уходит в древние века и связана с пророком Ибрахимом (в Библии - Авраам, мир ему), который почитается и иудеями, и христианами, и мусульманами. Как-то Ибрахим увидел сон, в котором ему было приказано принести в жертву своего старшего сына, Исмаила (мир им). Сон повторился и во второй, и в третий раз. После этого Ибрахим встретился со своим сыном и сказал ему: "Во сне мне был дан приказ принести тебя в жертву - Что ты думаешь об этом?", на что Исмаил ответил: "О отец мой, поступай так, как приказано тебе, и ты найдешь меня покорным, если то будет угодно Аллаху".
Но в тот самый момент, когда Ибрахим занес нож, он услышал глас: "О Ибрахим, ты уже выполнил свой сон?". Внезапно он увидел барашка, и ему было велено зарезать этого барана, поскольку Аллах не нуждается в человеческом жертвоприношении, но лишь испытывал силу веры своих возлюбленных пророков.
Исходя из этой истории, мы можем сделать несколько важных выводов. Это событие являет собой пример высочайшей покорности воле Всевышнего. Аллах посрамил Иблиса (дьявола), который насмехался над людьми и заявлял, что они слабее его. Кроме того, важно понять, что Аллаху не нужны ни мясо, ни кровь жертвенных животных, ибо в обряде жертвоприношения нуждаются сами люди, поскольку они тратят свое имущество и время для того, чтобы приблизиться к Аллаху.
Таким образом, этот обряд не был придуман исламом, он был канонически исполнен пророком, который признается тремя монотеистическими религиями.

Условия жертвоприношения

Обязательными условиями для совершения жертвоприношения являются следующие: исповедование ислама, постоянное проживание в какой-то местности во время дней праздника, наличие достатка, при котором обязательно выплачивается подаяние по случаю разговения (садака аль-фитр).

Основа

Основой жертвоприношения является забой только определенных видов животных (овцы, козы, коровы, верблюды). Поэтому крайне нежелательно резать других животных или домашнюю птицу (курицу или петуха и т. д.) с намерением принести их в жертву в дни жертвоприношения, потому что это уподобление огнепоклонникам.

Суждение о жертвоприношении

Жертва обязательна (ваджиб) для каждого свободного мусульманина, постоянно проживающего в данной местности на момент наступления праздника и состоятельного на этот момент.
Основанием суждения об обязательности служат слова Пророка (САВ): "У кого была возможность принести в жертву, а он не сделал этого, пусть не приближается к нашим местам молитвы".

Что и в каком количестве приносится в жертву

От имени одного человека совершается жертвоприношение в размере одного барана, верблюда или корову разрешается приносить в жертву от имени семи человек. Со слов Джабира передается: "Посланник Аллаха велел каждым семерым из нас входить в долю при жертвоприношении верблюдов и коров" (согласованный хадис). А в другом варианте хадиса Пророк (САВ) сказал: "Каждые семь из вас пусть входят в долю при принесении в жертву верблюдов и коров" (Аль-Бухари).
В канонических текстах нет указания на допустимость этого при жертвоприношении барана.
Если доля одного из семерых будет меньше одной седьмой, то жертвоприношение не будет засчитано ни от кого из них.
Мясо между вошедшими в долю делится по весу, даже если часть из них отказалась от своей доли в пользу других.
Если среди входящих в долю будет иноверец или желающий получить мясо, а не совершить жертвоприношение, то жертва не будет засчитана ни от кого из них.

Время жертвоприношения

Время для жертвоприношения наступает с появлением зари 10 дня месяца зу-ль-хиджа, но сам обряд совершается после чтения имамом праздничной молитвы. Что же касается жителей деревень, где не проводится праздничная молитва, то им разрешается совершать его после восхода солнца. В благородном хадисе со слов аль-Бара, да будет доволен им Аллах, передается: "Пророк(САВ) сказал: "Первое, с чего мы начинаем в этот день, - это молитва. Затем возвращаемся и режем жертвенных животных. Кто сделает это, тот выполнит нашу сунну. А кто зарежет раньше, то это будет всего лишь мясом, которое он преподнесет своей семье, совсем не относящимся к обряду жертвоприношения". И тут встал Абу Бурда б. Наййар, уже зарезавший жертву к этому времени, и сказал: "Тогда у меня есть полугодовая овца". И Пророк (САВ) сказал: "Зарежь ее, после тебя она не будет дозволенной никому"".
Со слов Анаса б. Мялика также передается, что он рассказал: "Пророк (САВ) сказал: "Кто зарежет до праздничной молитвы, тот зарежет для себя. А кто зарежет после нее, тот завершит обряд и исполнит сунну (традицию) мусульман"".
Дней жертвоприношения три. Лучший из них - первый (10-й день месяца зу-ль-хиджа).
Если человек взял на себя обязательство совершить жертвоприношение или, будучи бедным, купил жертвенное животное, но не принес ее в жертву в отведенные для этого дни, то в этом случае ему необходимо отдать его в подаяние живым, а богатому необходимо выплатить в качестве милостыни (садака) стоимостью овцы, независимо от того, куплено им жертвенное животное или нет.
Если проведение праздничной молитвы откладывается на последующие дни, то разрешается приносить в жертву в эти дни до проведения молитвы, потому что она считается возмещением (када), а не исполненной своевременно.
На паломниках не лежит обязанность совершения праздничной молитвы в день жертвоприношения, потому что в это время они заняты исполнением обрядов [хаджа]. Им разрешается совершать жертвоприношение после восхода солнца.

Возраст жертвенных животных

Возраст овец, баранов и коз, предназначенных для жертвоприношения, должен составлять не менее года. Некоторых из них разрешается приносить в жертву в шестимесячном возрасте, когда они схожи по размеру с теми, кому год и более, но это является исключением. В благородном хадисе со слов Джабира говорится: "Посланник Аллаха сказал: "Режьте только то животное, которому пошел второй год, если это не будет для вас обременительно, в противном же случае режьте шестимесячного барашка"" (передан группой мухаддисов, кроме аль-Бухари и ат-Тирмизи).
А со слов аль-Бара б.  Азиба, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: "Мой дядя Абу Бурда совершил жертвоприношение до праздничной молитвы, и Посланник Аллаха (САВ) ему сказал: "Овца твоя зарезана для мяса и не принимается как жертвенное животное". Тот взмолился: "О, Посланник Аллаха, у меня есть коза". Пророк (САВ) ответил: "Зарежь ее, но впредь она не допустима для жертвоприношения ни для кого после тебя". Затем сказал: "Кто зарежет до молитвы, тот зарежет для себя. А кто зарежет после нее, тот выполнит обряд жертвоприношения и совершит сунну мусульман"".
Верблюды для жертвоприношения должны быть в возрасте пяти лет и старше, а коровы - не менее двух лет. Если принести в жертву животное младше по возрасту, то жертвоприношение будет недействительным, а если старше, то действительным, более того, такое будет лучше.

Животные, разрешенные для жертвоприношения

Разрешается приносить в жертву однорогое животное, не имеющее рога с рождения, а также потерявшее часть его вследствие перелома и т. д.
Можно приносит в жертву кастрированное животное. Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что когда Пророк (САВ) совершал жертвоприношение, то купил двух больших тучных рогатых белых кастрированных баранов. И резал одного из них от своего имени и от имени своей семьи, а второго от имени своей уммы, от тех, кто засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха, и что на Мухаммада возложено доведение пророческой миссии (Ибн Маджа).
Также приносят в жертву бешеное животное, если эта болезнь не мешает ему пастись. В противном же случае жертвоприношение не дозволяется. Можно резать и тучное животное, которое больно паршой, если же оно худое - то нет, поскольку парша является дефектом в отношении мяса. Не разрешается для жертвоприношения слепое, одноглазое или худое, истощенное животное.
Убейдулла б. Фируз сказал: "Как-то раз я спросил у Аль-Бара б.  Азиба, каких животных не разрешается приносить в жертву. Тот сказал: "Однажды Пророк (САВ), встав среди нас, сказал: "Нельзя приносить в жертву четырех животных: явно одноглазого, явно больного, явно хромого и тощего"" (ан-Насаи, Ибн Маджа, ат-Тирмизи).
Не разрешается приносить в жертву хромое животное, которое при ходьбе не опирается на больную ногу. Если же оно опирается на больную ногу, используя ее для перемещения, то разрешается.
Не разрешается для жертвы и то животное, у которого отрезана большая часть уха или хвоста или потерявшее большую часть зрения.
Не приносят в жертву животное, у которого отрезана большая часть ягодицы, а также беззубое. Не подходит для принесения в жертву животное, не имеющее ушей с рождения; животное, имеющее маленькие уши, достаточно для жертвоприношения, также животное с отрезанными сосками или у которого высохло молоко.
Разрешается для жертвоприношения животное с косыми глазами, остриженное животное (после стрижки шерсти у овец). Однако таких животных приносить в жертву порицается (макрух).
Если животное при покупке было здоровым, а потом заболело или у него появились недостатки, которые делают животное не пригодным для жертвоприношения, то купивший, если он состоятельный, обязан заменить его другим. Если же он беден, то достаточно и этого животного т. к. оно стало обязательным для него при покупке.

Как поступить с мясом жертвенного животного

В благородном хадисе со слов Салямы б. аль-Аква' говорится, что "Пророк (САВ) сказал: "Пусть у того, кто приносит в жертву, не остается в доме ничего из ее мяса после третьего дня". На следующий год у Пророка (САВ) спросили: "Посланник Аллаха! В этот год нам следует поступить с мясом жертвенных животных так же, как в прошлом году?" Пророк (САВ) ответил: "Ешьте сами, кормите других и запасайте его. В тот год людям было тяжело, и я хотел, чтобы вы помогли им"".
А в хадисе, приведенном у Муслима, говорится: "Людей, населяющих пустыни, которые присутствовали на празднике жертвоприношения во времена Пророка (САВ), постигла беда. И Пророк (САВ) сказал: "Запасайтесь мясом на три дня и раздавайте в качестве подаяния то, что останется". После этого на следующий год люди спросили: "О Посланник Аллаха! Люди раньше использовали мясо жертвенных животных не более трех дней". Пророк (САВ) сказал: "Я запрещал вам из-за бедствия, которое тогда случилось. Сейчас же ешьте, раздавайте как подаяние и запасайте"".
Таким образом, в наше время мясо жертвенного животного можно хранить сколь угодно
Приносящему в жертву желательно оставить для себя и своей семьи немного мяса жертвенного животного и накормить оставшейся частью других в качестве подаяния и дара.
Желательно, чтобы подаяние составляло не менее трети от жертвы. И лучше треть мяса отдать в подаяние, треть использовать для угощения близких и друзей, а треть оставить про запас. Не порицается оставлять для себя все мясо жертвенного животного.
Совершающий жертвоприношение за покойного поступает с ней так же, как и со своей жертвой, т. е. может какую-то часть из жертвенного мяса раздать, а что-то оставить для себя, посвятив награду покойному. Если же он выполняет завещание покойного, то все жертвенное мясо он обязан раздать.
Несостоятельному человеку, имеющему кого-либо на иждивении, будет правильнее оставить все мясо себе.
Можно отдать в качестве подаяния шкуру жертвенного животного или изготовить из нее подобие сита, сумки, бурдюка, скатерти или ведра или же обменять на то, что будет востребовано в домашнем хозяйстве, так как в этом случае оно заменит обмененную шкуру.
Также желательно принести в качестве подаяния покрывало и украшения, которыми желательно украшать жертвенных животных.
Если человек может совершить жертвоприношение сам и знает как, то ему желательно все сделать самому. В противном случае ему следует обратиться к тому, кто сможет хорошо с этим справиться, а самому желательно присутствовать при жертвоприношении.
Нельзя расплачиваться чем-либо из жертвенного животного с тем, кому было поручено совершить жертвоприношение, поскольку это подобно продаже. В хадисе говорится, что Пророк (САВ) сказал: "Кто продаст шкуру жертвенного животного, у того не будет жертвы".
Также со слов Али б. Абу Талиба передается: "Посланник Аллаха (САВ) велел мне смотреть за его жертвенными животными и раздать в качестве пожертвования их мясо, шкуры и покрывала, которыми их накрывают, и ничего из этого забойщику не давать, сказав: ""Мы дадим ему от себя"" (согласованный хадис).
Продажа мяса жертвенного животного с целью раздачи его стоимости в качестве подаяния (садаки) не разрешается.
Мясом жертвенного животного нельзя выплачивать закят.
Разрешается угощать мясом жертвенного животного немусульман.

Что следует говорить при жертвоприношении

Приносящему в жертву при забое желательно произнести следующие слова: «Инна салЯтана ва манАсиканА ва мамАтана ва махьЯнА  лиль-лЯхи раббиль- АлямИна ля шарИка лях. АллАхумма такаббаль хАзихиль-удхиййата мин...» (Поистине, молитва наша, обряды, жизнь и смерть принадлежат Аллаху, Господу миров, у Него нет соучастника. О, Аллах! Прими эту жертву от...(здесь произносят имя человека, от которого она совершается).

Дорогие братья и сестры!
Мы обновили наш сайт
Перейти на новый
Остаться на старом
Hello!