Приемная мечети: 8 (495) 951-84-48; 8 (495) 951-17-81

Адрес: 115184, г. Москва, ул. Большая Татарская, д. 28, стр. 1,2                                                                         

Мы в соцсетях:

 

Историческая Мечеть

Главная \ Историческая Мечеть

Историческая мечеть Москвы

 

Мечети в Москве строились и функционировали на протяжении многих веков. Долгое время Российское государство входило в состав Золотой Орды, официальной религией которой являлся Ислам. На средневековых гравюрах Москвы рядом с христианскими храмами можно увидеть минареты мечетей с полумесяцами.

                                  Средневековая гравюра Москвы  Гравюра Москвы

Первое документальное упоминание о мечети в Татарской слободе относится к 1712 году. Эта же мечеть упоминается и в Переписи 1744 года. В результате прошедшей по Москве эпидемии чумы в 1770-х годах большинство прихожан мечети и сам хозяин участка, во дворе которого существовала мечеть – переводчик Коллегии иностранных дел князь Сулмамит-мурза Сименей – умерли, а его наследник продал дом купцу Щукину. При этом сама мечеть, будучи уже очень ветхой, была снесена. Впоследствии молитвенные собрания проводились в домах местных купцов.

В связи с исчезновением мечети в Замоскворечье московские мусульмане неоднократно пытались добиться разрешения властей на возведение мечети в камне, начиная с 1805 года. Только в 1823 году мусульманская община получила разрешение столичного генерал-губернатора князя Д.В. Голицына на строительство каменной мечети.

Строительство мечети велось на участке купца 1-й гильдии Назарбая Хошалова, который специально выкупил для мусульман владение по Большой Татарской улице (современный адрес: Большая Татарская ул., дом 28) и затем передал его общине в качестве вакфа. Первоначальный вид строения мало напоминал мечеть и ни чем не выделялся от соседних особняков.

Изначальный фасад Исторической мечети

 

В 1858 году был проведен ремонт молитвенного дома.

В 1882 году была осуществлена перестройка мечети; проект был выполнен архитектором Д.И. Певницким. Этому предшествовало прошение старшего ахуна Хайретдина Агеева, старосты молитвенного дома Ибрагима Девишева, и Салиха Ерзина – главного финансиста проекта – на имя генерал-губернатора князя В.А. Долгорукова, в котором отмечалось: «Наше магометанское общество и военные чины онаго, числом значительно увеличилось, а находящаяся здесь в Москве мечеть не может вместить в себя более 300 человек по пятницам и праздникам, …отчего приходится совершать молебствия снаружи мечети, что для нас весьма неприятно, особенно в холодное время года». Исходя из этого, авторы письма просили разрешить им увеличить «эту мечеть по фасаду». В результате проведенной перестройки здания оно было расширено по восточному и западному фасадам, причем над обеими пристройками и над крышей основного объема мечети были построены минареты. Вместимость мечети (с учетом подвалов, двора и соседнего здания медресе) увеличилась до 1500 человек.

Фасад Исторической мечети с минаретами

Историческая мечеть (конец XIX века)  Историческая мечеть (конец XIX века)

 

Именно эта мечеть на протяжении XIX века имела статус Соборной (с ХХ века Соборной называется мечеть в Выползовом переулке, построенная в 1904 году). Сегодня она носит название «Исторической» (татар. «Тарихи мечет», араб. «аль-Масджид ат-Тарихи»; термин появился в начале 1990-х годов).

В сентябре 1915 года на деньги Садека Салиховича Ерзина около мечети было построено каменное здание медресе, которое сегодня выполняет роль административного помещения.

В 1923-1925 годах в этой мечети преподавал основы ислама всемирно известный богослов Муса Бигиев.

Медресе Мусы Бегиева

В 1937 году мечеть была закрыта. В советское время ее здание передавалось под нужды типографии и штаба гражданской обороны, военкомата и ДОСААФ. В 1967 году были снесены минареты.

                    Типография  Типография  Типография

                                      Типография  Типография

 

В 1944-1947 годах московские мусульмане под руководством генерала Якуба Чанышева пытались добиться возвращения здания мечети, однако им это не удалось. С конца 1980-х годов старейшины татарской общины: Ахмеджанов Гаяр Абдуллович, Ахмеджанов Хайдар Абдуллович, Кикичев Абдулла Шакерович , Мустафин Ахят Мерьякубович,   неоднократно ходатайствовали о возвращении мечети верующим. В ноябре 1990 года было принято решение Моссовета о передаче здания религиозному обществу мусульман. Однако в связи с протестами печатного цеха объединения «Художественная гравюра», который располагался в здании мечети с начала 1980-х годов, процесс передачи был отложен. Окончательно здание Исторической мечети было передано мусульманской общине в январе 1991 года.

В 1992 году на средства посольства Королевства Саудовской Аравии в Москве, при личном участии посла д-ра Абдель-Азиза Ходжа и шейха Ибрахима аль-Анкари, была осуществлена реконструкция мечети. В 1993 году мечеть была заново открыта после долгих лет забвения.

                                        Историческая мечеть (начало 90-х)   Историческая мечеть (начало 90-х)

В 1998 году на средства Р.Д. Баязитова была осуществлена еще одна реконструкция здания мечети. С 1999 года руководство мечетью осуществляет РОМ «Историческая мечеть».

Mechet_10

 

 

Имамы Исторической мечети 

В 1826 году имамом мечети значится Сейфуль-Мулюк Асхапов.

С 1833 по 1867 год имамом являлся Рафек Бекбулатович Агеев (?-1873). Благодаря ему московская мусульманская община постепенно приобретала черты организационно оформленной структуры. При нем единственная на тот момент Московская мечеть имела статус отдельного мухтасибата в рамках Оренбургского магометанского духовного собрания. В квартире Р.Б. Агеева до постройки отдельного здания располагалось медресе.

С 1867 года имамом стал Хайретдин Рафекович Агеев (1827-1913) – старший сын муллы Рафека. Он закончил Апанаевское медресе в Казани; затем несколько лет преподавал там же основы ислама и арабский язык. Он владел 8 восточными и европейскими языками, многие годы преподавал шариат и татарский язык в кадетских корпусах. Он состоял постоянным переводчиком при Оружейной палате, перевел несколько памятников арабской культуры; в частности, надпись на мече Зульфикаре, который приписывался имаму Али (в действительности это трофей польского происхождения XVII века), за что был награжден бриллиантовым перстнем по приказу императора Александра II. Х.Агеев сопровождал по Оружейной палате персидского шаха Насер эд-Дина во время его визита в Москву в мае 1873 года; был одним из консультантов последнего издания перевода на русский язык с французского Корана, выполненного К.Николаевым. О смерти в феврале 1913 года почетного гражданина Москвы имама Х.Агеева, написали многие газеты Москвы и Санкт-Петербурга. На его похоронах присутствовало около 3 тысяч человек, в том числе градоначальник Москвы А.Андрианов, и.о. московского губернатора И.Кондоиди, председатель губернской земской управы и др.

Следующим имамом стал Абдулла Хасанович Шамсутдинов (1878-1937),женатый на старшей дочери Х.Агеева. Он происходил родом из касимовских татар, обучался в медресе в Бухаре, работал имамом в Кульдже на северо-западе Китая. С 1908 года стал помощником московского имама, и женился на его дочери. В 1914 году при его непосредственном участии открылось новое здание медресе при мечети. При его содействии активно действовало Московское мусульманское благотворительное общество, а мусульманская община города стала более сплоченной и организованной. С начала 1920-х годов имам начал работу над переводом Корана на татарский язык. 29 апреля 1936 года А.Шамсутдинов и его жена были арестованы по обвинению в антисоветской деятельности в рамках инспирированного властями «дела о заговоре руководителей ЦДУМ». 10 февраля 1937 года по обвинению в измене Родине он был расстрелян, в застенках НКВД погибла и его супруга Магиря. Вскоре после этого Историческая мечеть была закрыта. А.Шамсутдинов был посмертно реабилитирован в марте 1956 года.

В 1991-1999 годах имам-хатыбом мечети являлся Махмут Абдулхакович Велитов (1951 г.р.).

Ныне имамами Исторической мечети являются:

Хасян Фаттахетдинович Фахретдинов - имам-хатыб мечети в период с 1999 по 2013 гг. 1936 г.р., уроженец села Ендовищи Нижегородской области. Один из старейших работников Духовного управления мусульман Европейской части России, награжденный за свое многолетнее служение делу ислама орденом «аль-Фахр» II степени;

Рамиль Салехович Садеков - с 2013 г. по настоящее время главный имам и председатель МРОМ  "Историческая мечеть", член Президиума ДУМ РФ. 1972 г.р., родился и вырос в Москве, сын выходцев из села Урга Нижегородской области. Выпускник шариатского факультета университета аль-­Карауин (Марокко); председатель Благотворительного фонда "Историческая мечеть", автор многочисленных интервью в московских и федеральных СМИ по актуальным вопросам развития исламского сообщества России и мира.

Руфат Сафаевич Ахметжанов - 1976 г.р., москвич, сын выходцев из с. Кочко-Пожарки Нижегородской области. Выпускник шариатского факультета университета аль-­Карауин (Марокко); автор публикаций по актуальным вопросам исламского богословия, автор переводов с арабского языка ряда трудов по шариату в области имамата, омовения, жертвоприношения;

Салех Хамзинович Сейфетдинов - 1984 г.р., уроженец с.Ендовищи Нижегородской области. Выпускник Казанского высшего мусульманского медресе «Мухаммадия».

Муэдзин Исторической мечети – Раис Ханефеев 1959 г.р., уроженец села Андреевка Нижегородской области.

 

Мечеть осуществляет свою деятельность под каноническим и юридическим руководством
Духовного управления мусульман Российской Федерации.

 

Медресе в Замоскворечье

 

В титулатуре московского имама Р.Б. Агеева уже в первой половине XIX века присутствует наименование «мударрис», то есть преподаватель основных исламских дисциплин (Коран, хадисы, фикх, история, арабский язык) в медресе – начальной школе. Московское медресе стало существовать в качестве отдельной деревянной постройки с 1871 года; до этого оно действовало в квартире имама Исторической мечети Р.Б. Агеева.

Одноэтажное деревянное здание медресе было перестроено в 1873 году. В связи с резким увеличением численности московской мусульманской общины в начале ХХ века небольшое помещение медресе уже не могло вместить всех желающих. В ноябре 1913 года по инициативе попечителя Исторической мечети Садека Салиховича Ерзина в Строительное отделение Московской городской управы было подано прошение с просьбой «разрешить возвести двухэтажное с подвалом каменное здание на земле мечети». Так как ответа на это обращение не последовало, Садек Ерзин подал еще одно прошение о перестройке медресе – уже по иному, в значительной степени переработанному, проекту архитектора А.Н. Антонова. Именно этот проект и был утвержден в декабре 1914 года.

Открытие медресе состоялось лишь в сентябре 1915 года при непосредственном участии имама Исторической мечети А.Х. Шамсутдинова. Здесь изучали религиозные предметы.

Кроме того, школа с преподаванием основ светских наук существовала в Доме Асадуллаева (который назывался тогда «школой Асадуллаева») с 1914 года. Сразу поле революции 1917 года «школу Асадуллаева» возглавила выпускница Сорбонны Сара Касимовна Шакулова. К 1926 году в Доме Асадуллаева  работала школа-семилетка №27 имени Нариманова с 210 учениками в 7 группах (заведующий Юсупов); через несколько лет численность учеников увеличилась до 302. В том же здании функционировали два татарских детских дома для детей-сирот и малоимущих; первый из них включал 3 группы общей численностью 90 учащихся (заведующий Тимербулатов), второй – также 3 группы с 450 учащимися (заведующая  Хабибуллина).

Через некоторое время после октябрьской революции 1917 года медресе при Исторической мечети было закрыто, в 1920 году здание было передано детскому дому. В послевоенные годы здесь несколько раз сменили друг друга различные учреждения. Вместе с Исторической мечетью оно было возвращено верующим лишь в 1992 году, и сегодня выполняет роль административного помещения религиозного общества мусульман  (РОМ) «Историческая мечеть». Что касается современного медресе, оно проводит свои занятия для желающих в специальных помещениях в здании самой мечети.

 

Согласно архивным документам Историческая мечеть г. Москвы расположенная на Большой Татарской 28, основана татарским молитвенным обществом в 1823 году и является старейшей из ныне действующих мечетей столицы. В настоящее время мечеть осуществляет свою религиозную деятельность под каноническим и юридическим руководством Духовного управления мусульман Российской Федерации.

Основные функции Исторической Мечети:

- пятикратная молитва (намаз);

- пятничные проповеди;

- курсы изучения арабского языка и основ Ислама на русском и татарском языках;

- религиозная ритуальная служба;

- заключение мусульманских бракосочетаний,  имянаречений;

- консультации по религиозным вопросам;

-благотворительная деятельность: единовременная помощь сиротам, инвалидам, больным, малообеспеченным, нуждающимся.